Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания, сформированная в рамках знаниевой парадигмы образования,
отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода.
Под критериальным оцениванием понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.
Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание.
Модель технологии критериального оценивания, включает:
- цель, обусловленную потребностями общества и личности учащегося;
- принципы (единства формирующего и констатирующего оценивания, осознанности, диагностической основы критериального оценивания), обеспечивающие достижение вышеуказанной цели;
- оценочную политику образовательного учреждения;
- организационно-педагогические условия оценочной деятельности;
- процедура педагогического диагностирования (карты формирующего и констатирующего критериального оценивания, тестирование, анкетирование, наблюдение, интервьюирование).
В целом система оценивания становится совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, получения качественного образования.