КГУ «Общеобразовательная школа № 12»
Отчет педагога – психолога КГУ ОШ №12
о проделанной работе
за I полугодие 2023 – 2024 учебного года
Подготовила :
педагог – психолог ОШ №12
Искакова Т.П.
Отчет педагога – психолога о проделанной работе
за I полугодие 2023 – 2024 учебного года
Цель работы: обеспечение условий для полноценного психологического личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Работа ведется по направлениям в соответствие с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377 «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования».
Основные направления работы: психолого – педагогическое просвещение,
диагностическое, коррекционно – развивающее, консультативное, организационно –методическое.
За I полугодие была проведена следующая работа:
I. Просвещение
- В сентябре проводилось объединенное родительское собрание в 1 «В», 1 «Г», 1 «Д» классах на тему: «Адаптация первоклассников – новый этап в жизни вашего ребенка». На собрании мы с родителями обсудили такие вопросы: что такое адаптация и ее виды, причины возможных трудностей. Также родители были ознакомлены с результатами диагностики и получили брошюрку «Как оказать помощь в адаптации ребенка в школе?».
- С целью профилактики ранней беременности и половой неприкосновенности с ученицами 7 «Г» класса было организовано занятие с просмотром и обсуждением фильма «Когда девочка взрослеет». (сентябрь)
- Выступление на родительских собраниях в 5 «В», 5 «Г», 5 «Д» классах, на тему «Особенности адаптации пятиклассников». На которых ознакомили родителей с особенностями процесса адаптации пятиклассников, проблемами перехода из начальной школы в среднюю и с результатами проведенной диагностики ( октябрь – ноябрь).
- 14 ноября совместно с представителями педагогической лаборатории им.Ш.Уалиханова Ракишевой Г.М. и Жантемировой М.Б. провели семинар для педагогов на тему "Буллинг и кибербуллинг в образовательной среде. Методы предотвращения". На семинаре обсудили последствия буллинга, кибербуллинга и меры профилактики.
( ссылка на публикацию https://www.instagram.com/p/CzoYSsIsIuQ/?igshid=MzRlODBiNWFlZA== )
- Ежемесячно, с выпускниками 11-го класса ведется работа по психологической подготовке к итоговой аттестации и ЕНТ. За 1 полугодие проведена беседа «Как психологически подготовиться к экзаменам»; развивающие занятия - «Память и приемы запоминания», «Внимание и его развитие», «Мышление и приемы для его развития».
- В сентябре, был в нашей школе организован психологический клуб «Юные психологи». В состав клуба входят 16 учащихся, с 7 по 9 классов. Заседания проводятся 1 раз в месяц. В течение 1 полугодия с учениками было проведено три тренинговых занятия: «Знакомство», «Мы это –много Я», «Тренинг личностного роста»). Ученикам очень нравится посещать занятия клуба. Также ребята принимали активное участие в течение недели психологии.
(ссылка https://www.instagram.com/p/C0TmOh2MGPD/?igshid=MzRlODBiNWFlZA== )
- С 11 по 20 декабря проходила неделя психологии ( в связи с погодными условиями, мероприятия были перенесены на следующую неделю). Были проведены следующие мероприятия: акция «Настроение» с 1 по 11 кл. и учителями; тренинг с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Береги себя»; акция «Следопыт» в 5-6 кл, квест – игра «Психологический кросс» в 8 – х классах; конкурс эссе «Неделя моей мечты» с 5 по 11 кл.; логопед проводила динамические паузы на переменах в 1 – 4 кл. Неделя прошла интересно и получила положительные отзывы учеников и учителей.
(ссылки на публикации https://www.instagram.com/reel/C0vjquVMWa4/?igshid=MzRlODBiNWFlZA==
https://www.instagram.com/reel/C0wMgUrMdQj/?igshid=MzRlODBiNWFlZA== )
- Выступление на методическом совещании педагогов – психологов на тему «Диагностика для выявления суицидальных наклонностей у учащихся» ( ноябрь)
II. Диагностическое
- Сентябрь: Диагностика психологической готовности детей к обучению в 1 классе по методикам: Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н., Семаго М.), Ориентационный тест школьной зрелости Керн - Йиерассика ( в коррекционном 1 «Д» кл.), методика «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) методика «Что мне нравится в школе». В исследовании приняли участие 53 ученика. По результатам диагностики: 47 % учащихся адаптировались в школе, 41 % учащихся показали условную готовность и 11 % учащихся не готовы к обучению, требуют дополнительного обследования. Познавательные мотивы сформированы: в 1 «В» классе у 59 % первоклассников, у 86 % учащихся 1 «Г» класса,
у 50 % учеников 1 «Д» класса. Уровень самооценки у всех учащихся в норме. По результатам диагностики и наблюдений на уроках, 5 учащихся были перенаправлены на обследование в ПМПК.
- Октябрь: Диагностика адаптации школьников в среднем звене в 5 «В», 5 «Г», 5 «Д» классах. Исследование проводилось по следующим методикам: анкета «Мотивация учебной деятельности», тест школьной тревожности экспресс-методика, социометрия Дж.Морено (адаптация Коломинской Я.Л).Результаты диагностики показали, что не у все учащихся адаптировались в среднем звене: самые высокие показатели адаптации у учащихся 5 «В» класса ( о чем свидетельствую показатели высокой мотивации и благополучной обстановки в классе); в 5 «Д» классе – средний уровень адаптации учащихся; в 5 «Г» - ниже среднего
( сниженный уровень мотивации, повышенная тревожность у учеников). С учениками 5 «Г» запланированы групповые занятия по повышению мотивации и снижению тревожности.
- Сентябрь - октябрь: Диагностика адаптации учащихся 10 кл. По методикам: диагностика межличностных отношений Дж.Морено., диагностика для выявления тревожности Ч.Д.Спилбергера. По итогам диагностики выяснилось, что: в 10 «Б» классе – у учащихся преобладает умеренная тревожность у 64 % учеников, только у 29 % повышенная тревожность; высокий уровень благополучия взаимоотношений.
- Ноябрь – декабрь: Диагностика аутодеструктивного поведения учащихся в 6 – 11 кл.
С 8 по 11 классы - по методике «Самооценка психических состояний» Айзенка; в 6-7 классах «Шкала личностной тревожности» А.М.Прихожан. По результатам диагностики 3 ученика вошли в состав «группы психологического сопровождения» и 3 ученика под наблюдением.
- Ноябрь: Диагностика познавательной сферы (особенности интеллектуального развития), 2-4 кл (октябрь - ноябрь). Результаты исследования позволили выявить классы с низким уровнем развития познавательных процессов во 2 «Г», 2 «Д», 3 «Е» кл. В данным классах запланировано проведение групповых коррекционно – развивающих занятий.
- Декабрь: с 16 учащимися с 1 «В», 1 «Г», 1 «Д» классов была проведена повторная диагностика адаптации к школе (Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирассека, анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой). Результаты диагностики школьной зрелости показали, что все учащиеся адаптировались в течение 1 полугодия.
III. Коррекционно – развивающее
- Для сплочения коллектива и снижения тревожности с учениками 10 «Б» класса проводились занятия ««Я своими глазами и глазами других»» (сентябрь)
- С целью повышения мотивации учащихся к обучению в школе в 1 «В», 1 «Г», 1 «Д» классах проводились групповые развивающие занятия на тему «Вместе весело шагать» (ноябрь).
- С целью психологического сопровождения учащихся в период адаптации в среднем звене в 5 «В», 5 «Г», 5 «Д» классах были проведены групповые занятия на тему «Теперь мы пятиклассники» (октябрь).
- Для предупреждения эмоционального выгорания работников с учителями было проведено групповое занятие на тему «Береги себя» (декабрь).
- Еженедельно с учениками коррекционного ( специализированного) 1 «Д» класса ведутся индивидуальные занятия и в паре по программе "Н. П. Локаловой, «120 уроков психологического развития младших школьников».
- Индивидуальные коррекционные занятия с учащимися с особыми познавательными потребностями. Всего – 5 учеников, из них 2 ученика с 3 «Е» класса с ними ежемесячно ведутся занятия по программе "Н. П. Локаловой, «120 уроков психологического развития младших школьников»; и 3 ученика обучающиеся в общеобразовательных классах с сопровождением асистентов.
- На внутришкольном учете (ВШУ) состоит 1 ученик и на городском учете (ОДН) 1 ученица. С учеником, состоящем на ВШУ, проводятся только групповые занятия и беседы в классе, так как у него отказ от психологического сопровождения. С ученицей, состоящей на ОДН, по плану проводится диагностика, ежемесячные беседы, групповые занятия. Проведена следующая диагностика: методика «Структура учебной мотивации», опросник «Самооценка психических состояний» , Айзенка, методика для выявления тревожности Ч.Д.Спилбергера. Беседа «Секреты успешной учебы», групповое занятие «Я своими глазами и глазами других».
Посещение уроков –
Из них: по адаптации 1-х кл. – 8 уроков; по преемственности в 5-х кл.- 6 уроков».
IV. Психологическое консультирование
Ежедневно, проводятся индивидуальные беседы и консультации с учащимися, учителями и родителями.
Всего проведено:
- Индивидуальные беседы/ консультации с учащимся – 45. Из них: 7 по обращениям, 38 по результатам диагностики;
- Индивидуальные консультации родителей – 6;
- Консультации учителей – 9 .
V. Организационно –методическое.
- Планирование работы психолога на учебный год, корректировка базы данных (август - сентябрь);
- Сбор согласий родителей на работу с учащимися с 1 по 11 кл. ( сентябрь);
- Написание анализа проделанной работы по адаптации в 1- х, 5 – х классах (октябрь);
- Обработка диагностики, написание протоколов ;
- Наспиание протоколов, отчетов, справок о проделанной работе;
- Ведение дневника, журналов проделанной работы;
- Пополнение стендовой информации, в социальных сетях;
- Составление отчетов в рамках программы «Укрепление психологического здоровья казахстанских школьников как фактор снижения рисков кибербуллинга в процессе сетевой социализации» (ежемесячно).
Положительные моменты:
Налажена тесная работа с учениками клуба «Юные психологи». Ребята очень заинтересованы, принимают активное участие в работе клуба. Впервые, проводилась неделя психологической службы.
Отрицательные стороны:
Не все запланированные мероприятия были проведены: групповые занятия по сплочению коллектива в 6 классах, групповые занятия по повышению мотивации и снижению тревожности в 5 «Г» кл., тренинги по профилактике аутодеструктивного поведеният учащихся с 7 по 11 кл.; диагностика межличностных отношений и уровня мотивации учащихся 2- 4 кл. В связи с погодными условиями, не все конкурсы проведены в течение недели психологии.
Во 2 полугодии запланированы следующие мероприятия:
- Игровой тренинг по межличностному общению в 6 кл.
- Групповое занятие « Я люблю тебя жизнь»/ «Выбор всегда есть» в 7 – 11 кл.
- Групповые занятия по повышению мотивации и снижению тревожности по программе «Первый раз в пятый класс!» в 5 «Г» кл.
- Групповое занятие «Успешый учитель», с педагогами.
- «Тренинг личностного роста», со способными учениками 5 – 8 кл.
- Групповое занятие «Ищу друга» в 5 – 8 кл.
- Групповое профилактическое занятие на тему «Буллинг/ кибербуллинг. Как себя обезопасить?» с 5 по 10 кл.
- Групповые коррекционные занятия по развитию познавательных способностей учащихся 2 – 3 кл.;
- Психологическая подготовка к ЕНТ, ИА учащихся 11 «Б» класса и 9 – х кл.;
- Индивидуальные занятия для учащихся с особыми познавательными потребностями (1 «Д» кл., 3 «Е» и иные ).
Диагностика:
- Диагностика межличностных отношений по методике Социометрия Дж.Морено 1 -4 кл.
- Исследование учебной мотивации по анкете «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. 2 – 4 кл.
- Онлайн – тест «Тип мышления» в модификации Г. В. Резапкиной/ ( способные ученики 6 – 8 кл.).
- Диагностика определения ведущего канала восприятия (тест С.Ефремцева), 5 – 8 кл.
- Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной, 9 – 11 кл.
- Диагностика эмоциональной сферы по проективной методике «Кактус», 2 – 3 кл.
- Вторичная диагностика учащихся «группы психологического сопровождения» .
- Повторная диагностика тревожности по методике Филипса (с выявленными детьми) 5 – е кл.
- Диагностика преемственности учеников 4- х классов.
- Анкета «Психологическая готовность к экзаменам», 9 – 11 кл.
- Работа по плану с учащимися «группы психологического сопровождения» и состоящими на ВШУ, ОДН по плану.
- Ежемесячное заседание клуба «Юные психологи».
- Консультирование учащихся, учителей, родителей.
- Участие в городских конкурсах среди психологов и учащихся.
- Продолжить работу по программе «Укрепление психологического здоровья казахстанских школьников как фактор снижения рисков кибербуллинга в процессе сетевой социализации»
( совместно с представителями педагогической лаборатории им.Ш.Уалиханова).
Педагог – психолог: Искакова Т.П.