Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа № 12 города Кокшетау отдела образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области"
"Ақмола облысы білім басқармасының Көкшетау қаласы бойынша білім бөлімі Кокшетау каласының № 12 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Біз әлеуметтік желілерде

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Индивидуальная консультация «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения».

27.11.2017

Уважаемые родители ! При поступлении в школу ,

малыш приносит с собой определенный запас знаний , который был приобретен им в

предшкольный период взросления. Придя в образовательное учреждение  с 

достаточным  уровнем  готовности к школьному  обучению , обладая  высоким 

интеллектом , широким  понятийным

рядом,  хорошей генетической наследственностью  родительского фонда , но имея проблемы в речи

 , ребенок зачастую испытывает большие

трудности в ходе реализации высокого ученического и личностного  потенциала  из-запроблем в речевой сфере  .Ведь речь – основа ведущей коммуникативной  деятельности человека  – способности выражения  интеллектуального  и личностного резерва  . Ребенок , имеющий затруднения в речи ,  не всегда успешно ответит на устном предмете

, с огромным чувством заинтересованности и восторженности будет воспринимать

высокое мастерство декламационногоискусства своего одноклассника , имея большое

желание проявить себя так же , но из-за искажений в  произношении , подобный вид деятельности не

всегда будет  доступен ему  в полной мере.Больше того,необходимо отметить

, что искажения звуков в устной речи , способно перейти и  на нарушение письменной речи.                                                                                  Из-за

трудностей оречевления  своих внутренних

переживаний и ощущений ,ребенок может стать более раздражительным  , беспокойным . Период школьного детства –

пора установления коммуникативных связей с ровесниками , обретения  школьных друзей ,  однако необходимо отметить , что не каждый

ребенок с дефектом произношения способен достаточно свободно выразить свою

позицию для успешного  проявления

личностного  приоритета  интересному ему школьному другу .                                                        

А самое главное , что из – за недостатка набора активного словарного

запаса, а так же  по причине трудностей в

произносительной сфере , малыш не всегда будет иметь возможность выразить

широкую  гамму  чувств любви и привязанности к своим близким и

родственникам .   Поэтому, уважаемые

родители , нам с вами  необходимы

огромные совместные усилия по преодолению 

трудностей речевого развития учащихся.Однако необходимо отметить ,что  при выполнении дома с Вашим ребенком

артикуляционной гимнастики,  Вы обратили

внимание на существенную положительную 

речевую динамику  юного  говоруна.Так как после занятий с логопедом , ребенок  будет  значительно лучше и четче  произносить звуки, а  наши с Вами 

совместные  усилия и Ваша

исключительная заинтересованность, выражающаяся в многократных обращениях к

логопеду  за консультациями по поводу

выбора наиболее действенных мер  в

улучшении произносительных возможностей 

Вашего ребенка ,внесут  значительный вклад в коррекцию речевой сферы

.                                        

                                       В связи

с чем , прошу Вас обратить пристальное  внимание на то ,что необходимо регулярно  выполнять артикуляционную гимнастику как  во время учебного процесса, так и в  каникулярное время.

Во время  отдыха детей  на каникулах, дома , следует дважды в день  выполнять разученный с ними и предложенный Вам

ниже речевой комплекс.Ведь для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные

органы речи – язык, губы, мягкое нёбо.                                                        

Так как все  речевые органы

состоят из мышц.                                                           

Следовательно , если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д.,

значит можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого и применяется

специальная артикуляционная гимнастика , которая  предложена Вам для совместной работы с детьми

.                                                                            

Артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и

подготовить базу для чистого звукопроизношения. Гимнастика органов речи является

основным,первостепенным  подготовительным

этапом при выработке правильного произношения звуков.     Поэтому очень важно научиться правильно

выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений .Сначала упражнения

выполняются в медленном темпе .На первых порах можно ограничиться и двукратным

выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем,

количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз.Для того чтобы язык и

губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились,

артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно 2 раза в день ,прерывать

занятия с детьми в каникулярное время недопустимо .                                                                                   

А необходимо в спокойной , доброжелательной обстановке  выполнять с ребенком рекомендованный

гимнастический комплекс.Продолжительность его 20 --25 минут.В случае, если

ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не

вводятся, а продолжается отработка старого задания.                                                            Артикуляционную

гимнастику выполняют, сидя перед зеркалом. Это даёт ребёнку возможность,

ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного

выполнения.                                     

                                  Однако,так

как Ваш ребенок уже достаточно овладел  приемами выполнения основных упражнений и достаточно

успешно умеет выполнять их,  Вы можете

принимать направляющее , активное поддерживающе-одобрительное участие и щедро проявлять

стимулирующую похвалу за старание в работе в  адрес детей.  Каждый комплекс готовит определённые движения

и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё

то, что необходимо для правильного образования звука.Артикуляционную гимнастику

следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, которые

необходимы  для четкого, правильного

произношения всех звуков .                        Подготовительный  комплекс включает основные упражнения;1.Удерживание

губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5.Язык широкий.

6.Язык узкий.

7.Чередование положений языка: широкий – узкий.

8.Подъём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх – вниз.

10.Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть

язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам. Основной

комплекс упражнений 1«Наказать непослушный язык»Цель: Вырабатывать умение,

расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.Описание. Немного приоткрыть рот,

спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук

«пя – пя – пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от

1 – 5, 5 – 10.Методические указания.- Нижнюю губу не следует подворачивать и

натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух                                                      

2. «Качели» - движение языка при

поднятии вверх к  носу , к подбородку .3

«Фокус»Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму

ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.Описание;Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на

верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был

желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти

посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

 

4. «Почистим нижние

зубы» (с внутренней стороны).

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать

зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала

движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у

десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и

начинал движение от корней нижних зубов.

5. «Иголочка» - рот открыт.

Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».6«Вкусное

варенье»Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и

положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении

звука ш.Описание. Слегка приоткрыть

рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но

не из стороны в сторону.Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть

неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать

непослушный язык».7 «Лошадка»Цель: Укрепляет мышцы языка и

вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать

зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять

упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не

подворачивался внутрь, т. е ,чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.8  «Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть

рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо (потолок), делая движения языком

вперёд – назад.

Методические указания.

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней

поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо

рта.9. «Барабанщик»Цель: Укреплять мышцы кончика языка,

вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.Описание. Улыбнуться, открыть рот и

постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося

звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя

темп.Методические указания.

- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна;

работает только язык.

- Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя.

10 «Барабанщик

– 2»Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика

языка.Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу,

произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к

центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами.

Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При

произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.Методические указания.-

Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна

двигаться. Произнесение да – ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка

не должен подворачиваться.

11  «Пулемёт»Цель: Вырабатывать подъём языка,

гибкость и подвижность кончика языка.Описание;Рот

открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за

верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т –т, д- д- д-

д, каждый звук по очереди ,  сначала

медленно, постепенно убыстряя темп.Методические указания.Следить, чтобы губы и

нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не

хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя

воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении

упражнения она будет отклоняться.12 Упражнение «Грибок»Описание

;

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а

подъязычная связка – ножка.Удерживать рот в такой позиции до счета : 10. Потом

закрыть рот , с целью отдыха , после кратковременной передышки повторить

упражнение 3- 4 раза.           

     

Уважаемые родители! Ваше посильное участие в деле совершенствования произносительной

 сферы детей будет весьма актуальным

в  каникулярное время как средство

совершенствования  их высокого речевого

потенциала. За записью на консультацию по поводу  коррекции речевой деятельности учащихся

можете обращаться по телефону : 8707 847

9236

Я буду очень рада с Вашим заинтересованным участием помочь Вашим детям

преодолеть трудности в речевой сфере .

 

Просмотров: 140


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст