Взаимодействие семьи и школы
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которая не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научить учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Семья закладывает основы нравственности. Только в той среде, где чтят традиции и обычаи, где существует связь межу прошлым, настоящим и будущим можно воспитать истинно нравственного и духовного человека. Безусловно, воспитание должно быть основано на примере и величайшим авторитетом для ребенка могут стать отец и мать. Сегодняшние дети взрослеют гораздо раньше. Это очень важная проблема, которая сказывается на поступках и поведении ребенка, ведь взросление протекает у подростков по-разному. Как в этот период жизни может помочь семья, и какую она должна играть роль для своего ребенка, чтобы пережить это с минимальными потерями для него и для самих родителей?
Во-первых, это поддержка своего ребенка, сопереживание и понимание. Во-вторых, необходимо верить в своего ребенка, доверять ему и тогда ростки дадут свои всходы в более зрелом возрасте. Чтобы воспитать нравственного человека, необходимо формировать в детях определенные понятия с раннего детства. Что это за понятия? Конечно доброта, любовь к Родине, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга и трудолюбие.
Школа же должна продолжать родительское воспитание, а это возможно только в том случае, если семья доверяет ей. Велика роль воспитательной работы в формировании нравственно-эстетического идеала. Классный руководитель должен помочь ребятам разобраться в окружающих его людях, отыскать идеал прекрасного человека и помочь понять, в чем красота человека. Чтобы ребёнок верно расставил свои приоритеты, необходимо проводить специальные занятия, встречи с интересными людьми, беседы и диагностические исследования по изучению уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся- об этих жизненных вопросах говорилось в очередном заседании с председателями родительских комитетов класса.
Рекомедации:
Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Представьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
• Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
• Не бойтесь любить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
• Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было немного/. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
• Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
• Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что наказан.
• Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
• Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
• Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
• Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
• Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.
Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.